virtual virtus psychology virtualistics виртуальный виртус психология виртуалистика философия виртуалистика виртуальная реальность международная конференция РАН виртуальные технологии дизайн yans www.yans.ru
virtual virtus psychology virtualistics виртуальный виртус психология виртуалистика философия виртуалистика виртуальная реальность международная конференция РАН виртуальные технологии дизайн yans www.yans.ru
english

nsv@ich.iph.ras.ru
Новости
Информация о Центре виртуалистики
Труды Центра виртуалистики
Руководитель Центра - Н.А.Носов
Труды Н.А.Носова
Конференция в Австрии
Архив
Интернет-магазин
Гостевая книга
ПОИСК
site developed by
www.yans.ru

info@yans.ru

Носов Н.А. Ошибки пилота: психологические причины. - М.: Транспорт, 1990. - 64 с.


  • Оглавление
    1. От автора
    2. Психологическая характеристика ошибочных действий пилота
      • Психология об ошибках оператора
      • Психические состояния и отклонения в деятельности пилота
      • Образ полета и ошибки пилота
    3. Анализ случаев посадки на фюзеляж
      • Инциденты типа "посадка с невыпущенным шасси"
      • Инциденты типа "уборка шасси на пробеге"
      • Экспериментально-психологическое моделирование ошибок пилота
    4. Способы борьбы с ошибками
      • Общие принципы борьбы с ошибками
      • Способы предупреждения инцидентов типа "посадка с невыпущенным шасси"
      • Способы предупреждения инцидентов типа "уборка шасси на пробеге"
      • Некоторые примеры неудачных приемов борьбы с ошибками

    Эта монография - первая в мире по проблеме психологических виртуальных реальностей, издана до создания Центра виртуалистики и послужила основанием создания Центра виртуалистики. Монография посвящена прежде всего прикладным аспектам виртуалистики: применению разрабатываемой автором теории психологических виртуальных реальностей к ошибкам летчика.

    Монография состоит из трех разделов.

    В первом разделе рассматриваются теоретические модели ошибок человека и виртуального состояния человека.
    В монографии впервые в истории проблемы ошибок человека-оператора делается концептуальная систематизация существующих подходов к ошибкам человека. При этом показывается, что целый класс ошибок выпал из поля зрения и ученых, и практиков. Этот класс включает в себя отклонения в совершении тех действий, которые человек умел, мог и имел намерения правильно выполнить.
    Кроме того, показано, что и в теоретическом, и в практическом анализе ошибок не учитывается психологическое состояние человека в момент совершения им ошибки. Сложность осуществления такого рода анализа заключается в том, что эти состояния носят виртуальный характер.
    В монографии впервые в литературе дается определение виртуального состояния, приводятся его специфические признаки и описывается теоретико-психологическая модель виртуального состояния. Теоретическое описание виртуального состояния иллюстрируется многими примерами из практики летной деятельности.

    Во второй части описывается психологическое экспериментальное исследование ошибок на базе теории психологических виртуальных реальностей.
    В качестве эмпирического материала взяты инциденты посадки самолета на фюзеляж. Эти ошибки являются "проклятым местом" для психологии, поскольку не реагируют ни на какие превентивные меры, и продолжают происходить до сих пор, несмотря на то, что являются предметом самого пристального внимания и ученых, и практиков с момента появления самолетов с убирающимся шасси (уже более 50 лет).
    В процессе анализа случаев посадки самолетов на фюзеляж "по вине человека" было описано три неизвестных в науке психологических феномена (феномен выполненности, феномен невыполненности и феномен неразличения). Показано, что эти феномены являются психологическими механизмами ошибок, разработана оригинальная экспериментальная методика лабораторного исследования этих феноменов, подтверждающая теоретическую модель и являющаяся прототипом превентивных мер.

    В третьей части монографии рассмотрены подходы к разработке превентивных средств, предназначенных для предупреждения ошибок рассмотренного типа.
    Предложены возможные конкретные конструктивные решения, а также и показаны недостатки существующих средств борьбы с такого рода ошибками.

    <<назад